На главную
Архив новостей
Фотоальбом
F.A.Q.
Ссылки
Здесь будут прокручиваться самые горячие новости!!!
Бизнес-план
 
Об управлении
Инновационная
структура МГУ
Интеллектуальная собственность и трансфер технологий
Обучение инновационному менеджменту
Международные проекты
Нормативно-правовая база инновационной
деятельности
Календарь событий
СМИ об управлении
Конкурсы
Контакты
 
Бизнес-план

Введение
Процесс создания компании
Процесс создания нового продукта
Маркетинг и продажи
Управление растущей компанией
Бизнес-план
Персонал
Финансы
Юридические и налоговые аспекты
Интеллектуальная собственность
Заключение
Цели Лекция Практика Полезные ссылки

 

Что такое бизнес-план?
Структура бизнес-плана
Меморандум о конфиденциальности
Резюме
Компания, менеджмент, персонал
Продукт (услуга)
Рынок
Производство
Финансы
Риски
Этапы работ над бизнес-планом






 

Что такое бизнес-план?

Планирование является неотъемлемой составляющей эффективного бизнеса. Бизнес-план - это план построения, развития и контроля вашего бизнеса. Бизнес-планирование - это универсальный инструмент прогнозирования будущего, выработки целей компании, способов достижения этих целей, минимизации рисков бизнеса, и мотивации команды.

"Понять себя и продать себя"

Г.Райен

Начиная коммерческую деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности компании в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов, учитывая  запросы, требования и ограничения рынка.

Стабильное развитие компании возможно только на основе четкого и эффективного планирования своей деятельности, регулярного сбора и анализа информации о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и собственных возможностях.

Таким образом бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей.

Бизнес-план является инструментом для привлечения инвестиций и основой внутрифирменного планирования.

Внешние цели бизнес-плана связаны с обоснованием целесообразности и обоюдной выгодности инвестиций в бизнес компании, как для самой компании, так и для финансового института, осуществляющего этот процесс.

Важнейшей внутренней целью бизнес-плана является объективная оценка деятельности компании – это инструмент контроля и управления. Финансовая, оперативная и инвестиционная политика компании должна соответствовать стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.
Процесс планирования бизнеса обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем недостаткам, влияющим на конкурентоспособность компании.

Бизнес-план обеспечивает возможность обнаружить проблемы компании на бумаге до того, как они возникнут в реальности.

Сделаем несколько общих замечаний по составлению бизнес-плана для начинающей инновационной компании.

Что следует делать:

  • Определите степень жизнеспособности бизнес-идеи с помощью количественных и качественных показателей.
  • Опишите уникальность вашего продукта (услуги, технологии) с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей, а не с точки зрения технических характеристик.
  • Особое внимание уделите рынку (тренды, пути проникновения, конкуренты, потребители и т.д.), финансовым потребностям компании и команде.
  • Тщательно анализируйте риски и возможности их минимизации.
  • Сделанные предположения и прогнозы должны быть тщательно изучены, обоснованы и сопровождаться ссылками на источники информации, которые заслуживают доверие.
  • Постарайтесь получить больше критических замечаний от своих коллег, прежде чем выносить бизнес-план за пределы компании. Не забывайте о конфиденциальности.
  • При необходимости пользуйтесь услугами консультантов (финансы, маркетинг, менеджмент и т.д.). 
  • Структурируйте информацию и делайте ее более наглядной.
  • Аккуратно оформляйте бизнес-план, не делайте ошибок, исключите неточности.
Что не следует делать:
  • Не поручайте составление всех разделов бизнес-плана третьей стороне.
  • Не старайтесь удивить потенциального инвестора размерами своего бизнес-плана. Например, общение с венчурным инвестором начинается с представления ему резюме (executive summary) бизнес-плана. 
  • Не пишите бизнес-план в одиночку, делайте это вместе с представителями разных подразделений компании. Это должен быть не ваш план, а план вашей компании.
  • Не старайтесь приукрасить действительность, будьте честны и реалистичны.
  • Не следует делать несущественных или неопределенных утверждений.
  • Старайтесь избежать противоречивой информации в разделах бизнес-плана.

 

Структура бизнес-плана

Наверх

Структура и содержание бизнес-плана могут различаться в зависимости от цели написания плана (внутренняя или внешняя), стадии развития компании, отрасли, личных вкусов людей, которые готовят этот документ и т.д. Однако ваш бизнес-план должен убедить потенциальных инвесторов, что предложенная модель бизнеса реалистична, предлагаемый продукт (услуга) интересен рынку и будет продаваться, а получаемый доход удовлетворит компанию и инвестора.

Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть  основана на фактах, достоверна и четко структурирована.

Это должен быть честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения должны быть хорошо изучены и аргументированы с использованием ссылок на авторитетные источники информации и документы.

Бизнес-план – это "живой документ" и его написание представляет собой итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана Microsoft Word Document (HTML document Adobe Acrobat Document) и общепризнанные принципы его разработки.

В настоящее время достаточно много учебно-методической литературы (см. раздел Полезные ссылки) и рекомендаций Microsoft Word Document (HTML document Adobe Acrobat Document) по составлению бизнес-плана компании. Пример структуры и рекомендации по составлению бизнес-плана инновационного проекта. Microsoft Word Document (HTML document Adobe Acrobat Document)

Структура бизнес-плана

  • Титульная страница
  • Меморандум о конфиденциальности
  • Резюме
  • Компания, менеджмент, персонал
  • Продукт (услуга, технология)
  • Рынок
  • Производство
  • Финансы
  • Риски
  • Приложения

Проанализируем разделы бизнес-плана согласно представленной выше структуре. Титульная страница бизнес-плана является визуальным обращением от вашей компании к потенциальному инвестору, поэтому она должна быть лаконичной и привлекательной.

 

Меморандум о конфиденциальности

Наверх

Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, которые ознакомились с бизнес-планом, о конфиденциальности информации, содержащейся в нем. В меморандуме напоминается, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия владельца документа, а также упоминается о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей.

 

Резюме

Наверх

Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно этот документ вы посылаете, когда решаете вступить в первый контакт с венчурным инвестором.

Серьезный инвестор получает больше материалов, чем может прочитать. Он хочет быстро выяснить, в чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность, сколько денежных средств и в какой форме вам нужно для успешной реализации проекта. Инвестор должен найти свой интерес в вашем проекте. Заинтересуйте его!

Этот раздел бизнес-плана, предоставляя краткую и ясную информацию о целях, стратегии и прибыльности бизнеса, уникальности продукта (услуги), он должен убедить инвесторов (кредиторов) прочитать полную версию бизнес-плана и изучить все подробности.

По сути, в этом разделе в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель проекта компании. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана. Структура этого раздела может выглядеть следующим образом:

  • Цели и задачи проекта;
  • Рынок и конкурентоспособность продукции (услуги);
  • Ресурсное обеспечение и финансовые потребности;
  • Механизм реализации;
  • Время, необходимое для достижения окупаемости проекта и устойчивого потока денежных средств;
  • Прогноз продаж и рентабельность проекта;
  • Интерес инвестора.
Имеющийся положительный опыт в бизнесе и рыночные перспективы компании (проекта) являются важнейшими критериями для принятия решения о финансировании компании (проекта).

Резюме бизнес-плана состоит из 2-4 страниц текста, пишется простым (без использования специальных технических терминов) языком после написания всех остальных разделов бизнес-плана.

Другие разделы бизнес-плана должны содержать детальное описание рынка, продукта, компании, финансов и т.д. Некоторые повторения в разделах бизнес-плана неизбежны и даже необходимы для облегчения чтения и восприятия информации.

 

Компания, менеджмент, персонал

Наверх

В этом разделе необходимо доказать инвестору, что ваша компания (команда) способна осуществить намеченные в бизнес-плане цели и решить на этом пути много трудных задачи. В этом разделе бизнес-плана следует детально описать компанию:

  • История компании;
  • Организационно-правовая форма;
  • Причины вхождения в этот бизнес;
  • Прошлые и ожидаемые изменения в форме организации бизнеса;
  • Собственники, менеджеры, персонал;
  • Организационная структура;
  • Достижения и сильные стороны в настоящее время;
  • Критические факторы успеха компании, потенциальные проблемы и риски;
  • Команда, которая будет реализовывать проект.
Венчурные капиталисты любят повторять, что они инвестируют в людей, а не в технологии. В этой связи, профессионализм менеджмента компании (проекта) играет ключевую роль при принятии решения о финансировании проекта. Опыт работы в команде и реальные достижения больше интересуют венчурных инвесторов.

Если компания только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование успеха создаваемой компании и существующий опыт людей в данной сфере бизнеса. В частности, желательны ссылки на договора или предварительные договоренности с поставщиками (потребителями).

 

Продукт (услуга)

Наверх

В этом разделе бизнес-плана должно быть представлено детальное описание продукта (услуги, технологии) с анализом конкурентных преимуществ и недостатков.

Будьте точны в описании текущего состояния продукта (услуги, технологии) и не путайте реальность с ожиданиями.

Чем выделяется ваш продукт (услуга, технология) в сравнении с конкурентами? В чем состоит его уникальное преимущество, и каковы барьеры для проникновения на рынок? Уникальная особенность продукта (услуги, технологии) рассматривается с точки зрения возможности удовлетворить существующую на рынке потребность. Компания, обладающая таким продуктом, получает конкурентное преимущество. Технические подробности продукта лучше представлять в виде отдельного документа — венчурный инвестор запросит такую информацию, если всерьез заинтересуется вашим предложением.

Необходимо наглядное и убедительное представление продукта (услуги, технологии) и лучше всего, если это будет прототип (опытный образец), его фотография или рисунок. Если проект предусматривает несколько продуктов, то в бизнес-плане необходимо описать каждый продукт отдельно, например:

  • Наименование продукта (услуги, технологии);
  • Назначение и область применения;
  • Краткое описание и основные характеристики;
  • Конкурентоспособность продукта (услуги, технологии);
  • Наличие патента;
  • Необходимость получения лицензии для выпуска продукта;
  • Степень готовности продукта (результат НИОКР, прототип и т.д.);
  • Наличие сертификатов;
  • Условия поставки и упаковка;
  • Гарантии и сервис.

Если вы на данном этапе обладаете только прототипом, необходимо будет показать, как вы намерены осуществлять переход от опытного образца к производству продукции и запуску серийного производства.

 

Рынок

Наверх

Информация этого раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для вашего продукта (услуги, технологии), а также в умении компании продавать созданный продукт.

Способность компании вывести продукт на рынок, не менее важна, чем умение создать продукт.

В этом разделе должна быть представлена информация об объеме рынка, темпах его роста, трендах, сегментах, конкурентах и потребителях продукта компании, а также каналах его распространения и т.д.

Примерная структура раздела:

  • Общие характеристики рынка (объем, темпы роста, тренды, барьеры входа).
  • Описание требований потребителей к продукту (услуге) и возможности их удовлетворить. Стратегия привлечения потребителей, с учетов возможностей компании (реклама, выставки, публикации и др.).
  • Описание конкуренции (прямой и непрямой). Тенденции продаж основных конкурентов, их сильные и слабые стороны, финансовое положение главных конкурентов.
  • Описание структуры ценообразования.
  • Описание каналов распространения продукта (услуги). 

План маркетинга (http://plan.partnerstvo.ru) является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как можно продвинуть продукт (услугу) на рынок с учетом внутренних и внутренних факторов среды, в которой оперирует компания.

Инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку для достижения успеха нового продукта на рынке.

Предприниматель должен представить свой бизнес как привлекательную возможность для инвестиций.

 

Производство

Наверх

Здесь описываются процедуры и средства, необходимые компании для производства продуктов (услуг). Если компания собирается производить продукт, то необходим производственный план, который должен подробно описывать производственный процесс.

В производственном плане должна быть информация о производственных мощностей (помещения, оборудование и т.д.), персонале, источниках сырья и комплектующих, а также идеология сервисного обслуживания. Если какие-то части производственного процесса (или весь процесс) предполагается передать субподрядчикам, то необходимо соответствующее описание субподрядчиков.

Информация раздела призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) с характеристиками и объемами, описанными в предыдущих разделах бизнес-плана. В структуре этого раздела также приводятся: общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

 

Финансы

Наверх

Финансовый план определяет потенциальные инвестиции (их форму, размеры и т.д.), которые необходимы для выполнения проекта, а также  демонстрирует эффективность будущего бизнеса.

Информация накопленная в предшествующих разделах бизнес-плана используется здесь для расчета затрат и доходов, а также делаются выводы о прибыльности или убыточности предлагаемого проекта.

Программные продукты по бизнес-планированию помогает в построении финансового плана.

Разработка финансовой части бизнес-планов может быть осуществлена с помощью программного продукта Project Expert фирмы "Про-Инвест Консалтинг", или пакетов "Альт-Инвест" фирмы "Альт", "Аналитик" — фирмы "ИНЭК".


В этом разделе проводится оценка эффективности и финансовый анализ проекта, а также как компании, которая осуществляет этот проект.

Когда проведены все расчеты по проекту, оценена его эффективность, то есть получен базисный вариант, следует переходить к анализу рисков.

 

Риски

Наверх

Анализ рисков должен содержать качественный и количественный подходы. Процесс проведения качественного анализа проектных рисков начинается с идентификации рисков, классификации рисков (выявление конкретных видов рисков данного проекта и их описание), а также исследование причин их возникновения. Затем проводится стоимостная оценка, как возможных последствий ущерба от реализации выявленных рисков, так и всех разработанных мероприятий по борьбе с рисками.

Проведение количественного анализа проектных рисков опирается на базисный вариант расчета бизнес-плана проекта и проведенный качественный анализ. Задача количественного анализа состоит в численном измерении влияния изменений факторов проекта, проверяемых на риск, на поведение критериев эффективности проекта.

Методы количественного анализа:

  • Анализ чувствительности
  • Сценарный подход
  • Имитационное моделирование

Наиболее часто используемый метод – анализ чувствительности, который позволяет оценить чувствительность основных интегральных показателей проекта к негативным изменениям различных факторов.

 

Этапы работ над бизнес-планом

Наверх

  • Приобретение учебно-справочной литературы для подготовки бизнес-плана.
  • Определение целей разработки бизнес-плана.
  • Определение адресатов бизнес-плана, т.е. кому будет направлен бизнес-план (акционеры, банк, венчурный фонд и т.д.).
  • Определение структуры формируемого документа.
  • Сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана.
  • Подготовка разделов бизнес-плана (при необходимости с привлечением внешних консультантов).
  • Обсуждение разделов бизнес-плана с экспертами (финансы, маркетинг, управление и т.д.).
  • Одобрение бизнес-плана руководством и владельцами компании.
  • Презентация бизнес-плана.

Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что бизнес-план хорош, а команда проекта, взявшиеся за его осуществление, обладает необходимыми для достижения успеха качествами.

Большинство презентаций охватывают следующие ключевые области:

  • Компания, ее продукция и услуги;
  • Рынок: общая ситуация, конкуренты, клиенты;
  • Маркетинговая стратегия;
  • Первоочередные финансовые задачи;
  • Команда, которая будет осуществлять этот инвестиционный проект;
  • Необходимые размеры, условия и форма предоставления финансовых средств, а также цели, на которые эти деньги будут направлены;
  • Условия и форма реализации инвестиций.
  • Предложения по выходу из бизнеса для венчурного инвестора.

Время, отводимое на презентацию (10-20 мин.) и ее форма варьируются. Для повышения эффективности презентации рекомендуется заранее прислать копию бизнес-плана потенциальным инвесторам, а в процессе презентации использовать демонстрационные материалы.

В любом бизнес-плане должны быть ясно представлены стратегические цели компании  и вытекающие из этого задачи, объективно оценены внешние и внутренние условия их реализации, определены ресурсы, необходимые для их достижения, проведены расчеты финансовой эффективности, идентифицированы и проанализированы риски и всем этим доказана приемлемость выбранной стратегии как для компании так и для других участников процесса.

Наверх
 


 
 
 © 2005 Управление инновационной политики
и организации инновационной деятельности
МГУ им. М.В. Ломоносова
Создание и поддержка: STIX design   
Написать нам письмо