Маркетинг и продажи
Маркетинговый план – основные положения
Канадские Центры Деловых Услуг (Canada Business Service Centres) - CBSC
Последняя
версия: 08.11.2004
Документ
№ 4014
Краткое
содержание
Маркетинговый план
разрабатывается для того, чтобы направить деятельность компании на
удовлетворение нужд потребителя; определить, потребности покупателя,
разработать продукт/услугу, которая удовлетворяла бы его нуждам, предоставить
продукт/услугу конечному потребителю и взаимодействовать с ним – с прибылью!
Введение
КТО |
есть компания, руководители, служащие, коллектив? |
ЧТО |
есть продукт / услуга, какова цель компании? |
ГДЕ |
организовать предприятие? |
КАК |
собирается компания
достичь своих целей, планируемых объемов производства и объемов продаж? |
ЗАЧЕМ |
был разработан
продукт/услуга, каковы его свойства и характеристики, и в чем он превосходит
существующие продукты? |
Целевые рынки
-
Каков предполагаемый
первоначальный рынок компании?
-
Местный
-
Региональный
-
Национальный
-
Какое место компания
занимает в ряду основных рынков?
-
Потребительский
-
Промышленный
-
Правительственный
-
Международный
-
Поставщик
-
Производитель
-
Оптовик
-
Какие существуют
ограничения у целевого рынка?
-
По потребительской
группе
-
Географические
-
Определите общий
объем потенциальных продаж на предполагаемом целевом рынке в денежном
выражении.
-
Опишите целевые
группы потребителей по возрасту, полу, образу жизни, жизненным ценностям
(основные группы потребителей).
-
Определите целевой
уровень продаж компании и долю рынка.
-
Сравните планируемые
производственные возможности и рыночный спрос.
-
Выделите внешние
факторы, которые могут повлиять на конкурентоспособность и реализуемость продукта:
-
Стандарты
упаковки/маркировки
-
Косвенные налоги на
потребление товаров и услуг (влияют на согласие потребителя с ценой)
-
Предпочтения
покупателя (полезная еда или еда закусочных, пищевые суррогаты и т.д.)
-
Изменения технологии
(например, появление экструзионного метода производства полимерных пленок)
-
Опишите, как обычно
приобретается данный продукт/услуга: это импульсный товар или, например,
систематически покупаемые продовольственные товары). Учитывает ли это
предложенная маркетинговая стратегия?
-
Кто обычно покупает
товар? Кто принимает решение о покупке? Насколько маркетинговая стратегия
ориентирована на эту группу?
-
Опишите ассортимент
продуктов:
-
По вкусу, запаху
-
По размеру упаковки
-
Каков рынок для
каждого из выделенных в ассортименте продуктов?
-
Где этот продукт
обычно покупается?
-
Супермаркеты
-
Продуктовые магазины
-
Магазины товаров
повседневного спроса
-
Закусочные
-
Закусочные на
автозаправках
-
Торговые автоматы
-
Школы
-
Нацелены ли
маркетинговые усилия надлежащим образом на вышеперечисленные объекты?
Рыночный спрос
-
Кто ваши конкуренты?
-
Каковы их
товары/услуги?
-
В чем заключается
конкурентоспособность этих товаров/услуг с точки зрения качества, цены,
упаковки и ассортимента?
-
Какую долю рынка
занимает каждый из конкурентов?
-
На какую долю рынка,
реально, может рассчитывать ваша компания (необходимо составить прогноз
продаж)?
-
Каковы стандартные
требования потребителей к данному виду товаров/услуг? Удовлетворяет ли он их
требованиям?
-
Подчеркивает ли
упаковка (торговое оборудование, витрины) качество товара/услуги?
-
Какой уровень роста
продаж предполагается достичь в течение следующих 3 лет? Обеспечивает ли план
выпуска объем продукции, необходимый для поддержания этого роста?
-
Каковы долгосрочные
планы компании?
Ценообразование
-
Какая цена на этот
вид товаров/услуг приемлема для потребителей?
-
Как будут
соотноситься предлагаемые товары/услуги с конкурентными продуктами/услугами по
цене?
-
Является ли маржа
между издержками производства и приемлемой для потребителя ценой достаточной
для обеспечения торговой наценки при продажах оптом, в розницу или через
дистрибьюторов?
-
Позволяет ли цена
покрывать стоимость доставки, получать планируемую прибыль, выдерживать
колебания цен на рынке и удовлетворять представлениям покупателей о стоимости
товара/услуги?
-
Предполагается ли
вводить купоны или скидки для мотивации потребителей попробовать другие
варианты продукта и т.д.? Презентация продукта.
-
Анализ издержек:
-
Себестоимость
реализованной продукции:
-
Прямые трудовые
затраты
-
Прямые материальные
затраты
-
Операционные расходы
-
Расходы на реализацию
-
Расходы на рекламу и
продвижение продукта
-
Общие и
административные расходы (включая транспортные)
-
Какими будут торговые
наценки на каждом этапе дистрибуции (цепочка наценок и ценообразование в рамках
каждого канала)?
Например:
Производитель
|
|
Оптовик
|
|
Розничный торговец
|
|
Издержки
|
90%
|
Издержки
|
80%
|
Издержки
|
60%
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
Наценка
|
10%
|
Наценка
|
20%
|
Наценка
|
40%
|
=
|
|
=
|
|
=
|
|
Продажная цена
|
100%
|
Продажная цена
|
100%
|
Продажная цена
|
100%
|
-
Прибегаете ли вы к наиболее
экономичным методам производства и упаковки (включая использование
необработанного сырья) для сокращения затрат?
Каналы дистрибуции
-
Каким образом
компания собирается доставлять товар/услугу конечному потребителю?
-
Какие каналы
дистрибуции будут задействованы?
-
Прямой: от
производителя к потребителю
-
Одноступенчатый:
производитель - розничный продавец - потребитель
-
Традиционный:
производитель - оптовик - розничный продавец - потребитель
-
Многоступенчатый:
производитель – дистрибьютер - оптовик - розничный продавец - потребитель
-
Кто/какая компания
будет заниматься дистрибуцией?
-
Будут ли
задействованы торговые агенты на комиссии?
-
Какие издержки
связаны с предполагаемыми каналами дистрибуции?
-
Как эти каналы влияют
на временные рамки поставки/производства?
-
Каковы условия
поставки?
-
Как товар должен быть
упакован при транспортировке и демонстрации конечному пользователю на витрине?
Какие требуются физические манипуляции?
-
Снабжается ли
продавец торговым оборудованием (стойками, ящиками и т.д.)?
-
Соответствует ли
упаковка стандартам (маркировка, пломбы и т.д.)?
-
Привлекательна ли
упаковка на вид, соответствует ли она продукту, имеется ли на ней маркировка,
код, цена?
-
Есть ли способ
получить ответную реакцию потребителя об удовлетворенности продуктом, а также
для контроля качества?
-
Какой минимально
допустимый объем поставки? (с точки зрения эффективности затрат)
-
На каком уровне
должны поддерживаться товарные запасы, чтобы объем продаж не сократился из-за
задержек поставок, невыполнения заказов, неполной отгрузки?
-
Какая будет
использоваться система для обработки заказов, поставок и оплаты?
-
Какие будут
предлагаться условия продаж?
Продвижение/ Реклама
-
Опишите систему
маркетинговых коммуникаций компании.
Например:
-
Реклама
-
Продажи
-
Стимулирование продаж
-
Паблисити
-
Каков планируется
бюджет в каждой категории в первом году?
-
Реклама. Какова
доля каждого носителя в общем объеме
вашей рекламы?
-
Телевидение
-
Радио
-
Газеты
-
Журналы
-
Рекламные щиты
-
Визитные карточки
-
Совместная реклама с
оптовиками/розничными торговцами
-
Другое
-
Сбыт
-
Кто ваши продавцы –
брокеры по операциям с пищевыми продуктами, торговые агенты на комиссии и т.д.?
-
Какие инструменты
предоставляются продавцам для повышения числа заказов (оптовые скидки, места
для выкладки товара и т.д.)?
-
Предложена ли будет
программа обучения торгового персонала?
-
Как будет измеряться
эффективность продаж?
-
Какие поощрения будут
предложены продавцам за привлечение новых клиентов и другие достижения?
-
Стимулирование продаж
-
Какие действия
планируется предпринять для стимулирования продаж?
-
Экспозиция в месте
продаж/торговое оборудование
-
Образцы
-
Купоны
-
Какие затраты
потребуются для реализации каждого пункта?
-
Паблисити
-
С помощью каких
средств паблисити компания намеревается "выбросить" свой продукт на рынок?
-
Реклама с участием
знаменитостей, "звезд"
-
Письма поддержки
-
Рекомендации,
сертификаты
-
Дорожные знаки
-
Единое стилевое
решение
Источник: Управление по
делам малых предприятий США (U.S. Small
Business Administration)
Подготовлено:
"Промышленность и ресурсы
Саскачевана, бизнес-услуги и кооперация"
(Saskatchewan Industry and Resources, Business and Co-operative Services).
© 2001 Canada Business Service Centre. All rights reserved. Reprinted with permission. Further reproduction prohibited.
|